Аннотация к рабочей программе по биологии (базовый уровень) для 10-11 классов
Программа по биологии для 10-11 класса (далее – программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; типовой (примерной) программы среднего (полного) общего образования по биологии; авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений с учётом региональных и школьных особенностей преподавания биологии с опорой на УМК «Вентана- Граф» под редакцией Пономаревой И.Н.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии.
Цели:
· освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
· овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
· формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни дляухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.
Участие в проектной деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Создание собственных изделий, моделей. Умение импровизировать.
Информационно - коммуникативная деятельность
Поиск необходимой информации на заданную тему в источниках различного типа; извлечение информации, выделение главного, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания согласно поставленной цели. Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Свободная работа с текстом, навыки редактирования, создание собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и КТ. Владение основными видами публичных выступлений.
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития личности. Объективное оценивание собственных учебных достижений, поведения, черт личности; учёт мнения других людей при определении собственной позиции самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; постановка общей цели и определение средств достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей. Оценивание и корректировка своего поведения. Осознание своей национальной, социальной и конфессиональной принадлежности. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Требования к уровню подготовки выпускников средней школы
Базовый уровень
Знать/понимать
- Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюции Дарвина), учение Вернадского о биосфере; сущность законов Менделя, закономерностей изменчивости
- Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
- Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия отбора, формирования приспособленности, образования вида, круговорота вещества и превращения энергии в экосистеме и биосфере
- Вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки
- Биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша; взаимосвязи организмов и среды; причины эволюции; устойчивости и смены биоценозов, необходимости сохранения биологического разнообразия
- Решать элементарные биологические задачи: составлять схемы скрещивания и схемы переноса вещества и энергии;
- Выявлять приспособления организмов к среде обитания источники мутагенов в окружающей среде
- Сравнивать биологические объекты, процессы, делать выводы
- Анализировать и оценивать различные гипотезы, глобальные экологические проблемы, последствия собственной деятельности
- Изучать изменения в окружающей среде на моделях
- Находить информацию о биологических объектах и критически её оценивать
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1) соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природе
2) оказание первой помощи при простудных заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами
3) оценки этических аспектов некоторых биологических исследований